- Как прийти за бар, даже если ты ничего не знаешь и не умеешь?
Иван Коростелев (Петербург): перепробовал с 14-ти лет целую кучу профессий, от почтальона до репетитора, некоторые лучше не называть. Устроился в фастфуд, наблюдал за работой барменов. А сам учил теорию, развивал координацию. И как-то раз рискнул пойти на собеседование в lounge-бар при крупном отеле. Показал себя с лучшей стороны, мол, все знаю, все умею. А на деле так ни одного коктейля и не смешал, даже не представлял, как принимать товар и менять пивные кеги. Мне поверили, а я при первой же приемке товара случайно разбил целый ящик «Балтики» - просто не знал, что его нельзя брать за полиэтилен. Но потом я косячил все меньше.
Роман Семенов (Петербург): шел как-то раз по Дыбенко, подкидывал бутылку пива и подумал: надо бы стать барменом. Зашел в первый попавшийся бар и сказал: «Ребята, возьмите меня. Я ничего не умею, но очень хочу». Меня взяли. А потом повезло: девушка из «ПАБа» мне помогала, давала читать лекции и тренировала по практике. Так и удалось задержаться. Меня ждала карьера бармена и бар-менеджера в большом сетевом заведении.
Роман Хайдаров (Москва): нас как-то раз вывели на практику официантами от колледжа, который я заканчивал. Но вышло так, что два бармена не справлялись с наплывом гостей – в результате, всю ночь помогал им за стойкой. Продавал водичку, колу, пиво. А в конце смены ко мне подошла сестра учредителя и предложила остаться за баром. Конечно, я согласился!! Мне на тот момент было 16 лет. Оттуда я ушел через некоторое время из-за ссоры, но чтобы вновь вернуться за бар, пришлось все-таки ждать 18-летия.
Макс Гателюк (Омск): работал охранником, а после закрытия кинотеатра мы с ребятами шли помогать коллегам в ресторан-клуб-караоке. Меня привлекали гости – интересные персонажи, и проснулся интерес к общепиту. Я перебрался стажироваться официантом, но хотелось за бар. Далее, я просто благодарен людям, предоставившим мне возможность, не имея опыта, начать путь бармена. Особо мне помогали завсегдатаи, которые хоть и не знали точных пропорций коктейля, всегда поддерживали шуткой, добрым словом и настроением.
Василий Захаров (Москва): комбо из увольнения с «работы мечты», разрыва серьёзных отношений и мото-авария – всё это было слишком для 22-летнего юноши. Хромой и в гипсе я прогуливал свои компенсацию и страховку. Логичным итогом моего дауншифтинга стала работа за стойкой. Я просто пришёл к владельцу заведения, где часто бывал вечерами. И сказал, что так давно сижу на барном стуле, что, пожалуй, уже научился делать коктейли и хочу попробовать встать по другую сторону стойки. И меня взяли. Мне предстояло проработать в разных заведениях целых четыре года.
- Тебе нравилась работа, были сложности?
Иван Коростелев (Петербург): Как я уже сказал, меня приняли совсем без опыта. И вот я принимаю товар, среди него было несколько ящиков семёрки. А откуда мне было знать, что хватать пивной ящик за полиэтилен – это плохая идея? Гостиница не досчиталась 20 «Балтик», а осколки бутылок и аромат дешёвого пива ещё долго преследовали моё рабочее место. К счастью, начальник вошел в положение и записал это как бой при транспортировке. У нас была замечательная команда, все друг друга поддерживали.
YabPodul (наш аноним из Нижнего Новгорода): работа была не тяжелая, а веселая. Можно было выпить прямо на работе, для поднятия настроения и погрузиться в запару с часу ночи и до конца афтерпати. Порой пляски заканчивались только к шести вечера следующего дня. Зато можно было пронести пачку-две своего чая, и реализовать их, с утра уже никто этого не замечал. А однажды хозяину надоело, что у него не работает кухня, и он сдал помещение голубому движению. Пришлось уйти в бар через дорогу – ибо там девочки танцевали стриптиз.
Роман Семенов (Петербург): люди из общепита – психологи, работать с ними сложно и интересно. Они друг к другу относятся аккуратно. Могут орать матом, но понимают, что нельзя задевать личность. Кто у меня только не пил: чел из «Кровостока», Дибров, какие-то три парня из модного фильма про гусаров. С ними все ринулись фотографироваться, а первое, что увидел я – это троих усталых людей. А с людьми я работать люблю, это легко.
Макс Гателюк (Омск): несмотря на множество плюсов (твой наставник, твоя любовь к бару, напиткам и гостям) существует ещё одна сторона медали. В общепите лицемерие, разлады и попытки возвысить себя над другими встречаются чаще, чем в повседневной жизни. И проявляются сильнее.
- Как и почему все-таки ушел?
Роман Хайдаров (Москва): уходил несколько раз. В первый раз кардинально сменил род деятельности, работал с другом на отделке, потом ушли на стройку, в общем помотало. Весной 16-го вернулся за стойку, полгода проработал, уволился из-за переезда. На новом месте пробовал что-то найти, но здесь с этим плохо.
Иван Коростелев (Петербург): студенческие годы прошли, настало время искать что-то, что соответствовало бы полученной специальности. Так моя бартендерская карьера подошла к концу. Но хочется сказать огромное спасибо этому месту, работе и всему коллективу, который навсегда останется в моей памяти. Незаменимые навыки продаж, общения с абсолютно незнакомыми тебе людьми, титаническая стрессоустойчивость и мозоли на пятках – всё это уже не раз помогало мне во всех сферах жизни (ну кроме мозолей, они бесили жутко).
YabPodul (Нижний Новгород): мне стукнуло 25. Я становился совсем взрослый, и в мою голову забралась мысль, что пенсии у бармена нет. Случайно нашел объявление о наборе агентов по недвижимости. Там сказали, что ЗП не будет, клиентов никто не даст, зато обещали безграничные возможности. «Отлично», - подумал я. Раз уж они мне ничего не дают, значит, и требовать ничего не будут. Главное, что можно было совмещать с работой в баре 2/2. Напечатал визиток, и как-то раз продал сразу три квартиры, что эквивалентно зарплате бармена за полгода. Позже я переехал в Москву, но режима работы за стойкой не выдержал. Уж слишком много начальства. Теперь работаю в агентстве недвижимости.
Василий Захаров (Москва): поистине величайшими усилиями воли и разума, спустя четыре года барменства в самых разных заведениях, мне удалось вернуться в профессию, из которой я когда-то сбежал – PR. Счастью родителей не было предела – имей вы два высших образования, наверняка и ваша мама не поняла бы «пагубного пристрастия» и смены офисной стабильности на ночной образ жизни.
- Как справляешься, когда начинает тянуть назад?
Роман Семенов (Петербург): я сейчас работаю на заводе, живя под Петербургом. Но это никакой не конвейер, в отличие от тех же сетевых заведений – я работаю лаборантом. И до сих пор не могу бросить общепит до конца: порой приезжаю на выходные в Питер, тусить и подрабатывать в одном или другом питерском баре, у друзей и товарищей. Но уже не на постоянной работе, как бывало.
Иван Коростелев (Петербург): частенько хочется вернуться. Но я нашёл то, что хоть как-то заменяет впечатления от работы барменом: на любой пьянке, в 100% случаев напитками занимаюсь я. И пока никто не жаловался.
Леша Лобанов (Воронеж): я был не мега-барменом, но тот драйв вряд ли я смогу повторить на нынешней работе офисного планктона. Сейчас у меня дома маленький кобблер, в котором по выходным я смешиваю напитки для себя и любимой жены, иногда друзья приходят на коктейль-пати.
Сергей Лесных (Н. Новгород): сожаления нет. Некоторые люди становятся барменами по призванию, а некоторые – больше вопреки. Мой случай второй. Но ни о едином дне за стойкой я не жалею, а знания до сих пор помогают в повседневной жизни.
Василий Захаров (Москва): я познакомился с Евграфом – продюсером и ведущим кулинарного видео-блога «Едим ТВ». Он предложил мне вести коктейльное ответвление его блога. Конечно, я согласился. Спустя год меня потянуло обратно в бар, но бросать с трудом полученную после долгого перерыва работу и, тем более, возвращаться домой под утро, я уже не хотел, поэтому решил развивать коктейльную культуру как мог – завёл группы в соцсетях, открыл свой ю-туб канал. А ещё спустя пару лет наши выпуски неожиданно для меня собрали миллионную аудиторию!
Бонус! Фирменные рецепты от барменов, которые только прикидываются бывшими!
Коктейль «Мария Олеговна» от Леши Лобанова
50 анисовой водки,
2 чайных ложки джема из красной смородины (варенье тоже сойдет)
30 мл лимонный фреш
Шейкерим со льдом. Разбавляем с 7UP или спрайтом
Придумал для жены, назвал по приколу "Мария Олеговна".
«Мохито от Ивана» для домашней вечеринки по-крупному
0,5 белого рома (хотя можно и золотого, и красного, и синего, и фиолетового – я только за эксперименты);
2 литра спрайта (да-да, не содовой с сиропом из тростникового сахара – часто ли у вас дома можно найти сахарный сироп?);
3-5 лаймов (теоретически, можно сделать и с лимонами – но вкус будет немного другой);
1,5-2 пакетика мяты (обычно продаётся в супермаркетах в маленьких пакетиках);
лёд (в идеале, конечно же, краш).
Лаймы режем на 4 части, листочки мяты срываем со стеблей. Теперь идём на кухню, ищем самую большую кастрюлю и самую большую поварёшку. Смешиваем кусочки лаймов с мятой в кастрюле, давим мадлером (толкушкой короче говоря), мякоть и кожуру оставляем там же. И под восторженные возгласы всех девочек на вечеринке заливаем в кастрюлю ром и спрайт. Для подачи в каждый стакан насыпаем немного льда, и поварёшкой разливаем получившейся коктейль. Уверяю, это представление станет изюминкой любого студенческого (и не только) мероприятия.